Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

Р, Операторы, СССР, Россия

Рубашкин Самуил Яковлевич

Рубашкин Самуил Яковлевич
Родился в 1906 году в Витебске.
В начале 20-х годов семья Рубашкиных переезжает в Москву. Самуил поступает в леснойинститут. Но романтическая перспектива стать егерем его не привлекает. И через год он становится студентом ВГИКа.

В 1927-м Рубашкин — дипломированный специалист. Его берут на "Мосфильм” ассистентом кинооператора. Вскоре молодые режиссеры А.Столпер и Б.Иванов предлагают ему самостоятельную работу, и он снимает свой первый фильм — "Закон жизни” по сценарию А.Авдеенко.

Первые дни на экране принесли киноленте головокружительный успех. На этом все и закончилось. Сталин посмотрел картину и... запретил. Авдеенко лишили удостоверения спецкора, исключили из Союза писателей. Рубашкин, правда, тогда не пострадал. Если не считать, конечно, психологическую травму.

В июне 41-го Рубашкин добровольцем идет в московское ополчение. Но в боях участвовать не пришлось. Через два месяца у него обострилась астма, врачи признали его непригодным к воинской службе. В сентябре он снова оказывается на "Мосфильме” и вместе со студией эвакуируется в Алма-Ату.

Там, в эвакуации, он снимает фильм "Жди меня”. В 43-м возвращается в Москву и обнаруживается, что работы пока не предвидится. Дело в том, что все фильмы подаются на утверждение Сталину — в производство на студиях страны запускают одновременно не больше 8-10 фильмов. Вскоре начинается "противокосмополитическая” кампания — Рубашкин, как "лицо еврейской национальности” подлежит увольнению.

Он кормится подработками: фотографирует, пишет сценарии для научно-популярного кино, снимает рекламные ролики и кукольные сюжеты для "Диафото”.

К съемкам полнометражных художественных фильмов Рубашкин возвращается только после смерти Сталина...

Это произошло в Ленинграде (теперь снова — Санкт-Петербург). Рубашкина пригласили на "Ленфильм” снимать "Последний дюйм”. Однажды в перерыве между съемками он заглянул в мастерскую художницы Тамары Васильевой, с которой приятельствовал. И застал ее за работой. Перехватив его завистливый взгляд, Тамара дала Рубашкину краски, кисть и картон. И он написал свой первый в жизни портрет.

Как будто бы прорвалась плотина — весь его опыт в кино начал перемещаться на холст и бумагу. Теперь он писал, не переставая, используя для этого все свободное от съемок время. Работал легко и быстро, не оглядываясь на моду, "тенденции”, не лелея честолюбивых планов. А потому и о "последствиях” не задумывался. Искал собственный почерк, экспериментировал.

Долгое время о его новом увлечении знали только в узком кругу друзей. Возможно, он сознательно оберегал себя от грубого вмешательства официальных "ценителей” искусства. И был, безусловно, прав — первая же (и единственная при жизни) попытка выставиться продемонстрировала "гражданскую несостоятельность” его творчества.

Выставка состоялась в 1975 году в Ленинграде, в Доме кино. Рубашкин уже был тяжело болен, но все же приехал на вернисаж. Коллеги по работе в кино произносили речи, хвалили картины, дарили цветы... А на следующий день на просмотр зарубежного фильма в Дом кино пришли работники обкома партии. И распорядились изъять из экспозиции двенадцать холстов. А ведь Рубашкин выбирал картины для выставки с присущей ему осмотрительностью. Из всего "еврейского” цикла, который он назвал "Вспышки воспоминаний”, в северную столицу отправил лишь одну — "Моя семья”. Она, разумеется, оказалась в числе запрещенных.

Через неделю выставку и вовсе закрыли, хотя она и планировалась на месяц. Вечно и всего опасающиеся партийные чиновники — не потерять бы насиженное "теплое местечко” — учуяли в кусочках холста, покрытых краской, какую-то, только им понятную, угрозу.

Выставка проходила в мае, а в июле того же 1975-го Рубашкин покинул этот мир.

Его картины все же увидели свет, но — уже после "перестройки”. И выяснилось, что в московской квартире вдовы Рубашкина — актрисы Ирины Меснянкиной годами "таились” от публики настоящие сокровища.

Теперь работы Самуила Рубашкина участвуют в российских и международных выставках. Многие из них хранятся в музеях и частных коллекциях США, России, Израиля...

Ушел из жизни в 1975 году.

Оператор
1973 Товарищ генерал
1970 Один из нас
1967 Крепкий орешек
1965 Похождения зубного врача
1964 Сказка о потерянном времени
1961 Барьер неизвестности
1960 Мост перейти нельзя
1959 Неоплаченный долг
1958 Последний дюйм
1957 Его время придет
1956 Игнотас вернулся домой | Ignotas grįžo namo
1955 Хористка (короткометражный)
1954 Жилец (короткометражный)
1949 Счастливый рейс
1948 Карандаш на льду (короткометражный)
1943 Жди меня
1942 Парень из нашего города


Просмотров: 2103
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: