28 декабря 1904, Санкт-Петербург, Российская империя — 23 апреля 1985, Москва, РСФСР, СССР.
Советский режиссёр, сценарист, актёр, художник, теоретик кино, педагог.
Народный артист РСФСР (1957).
Народный артист СССР (1962).
Герой Социалистического Труда (1974).
Творческая жизнь Сергея Юткевича началась в 1917 году. В годы Гражданской войны он работал актёром, художником, ассистентом режиссёра в театрах Киева и Севастополя. В 1921-1923 годах учился на театрально-художественном факультете ВХУТЕМАСа и в Государственных Высших режиссёрских мастерских под руководством В.Э. Мейерхольда. Будучи студентом, вместе с С.М. Эйзенштейном оформил ряд театральных спектаклей, работал режиссёром и художником агитационных театральных групп «Синяя блуза».
В 1922 году Юткевич вместе с Г.М. Козинцевым, Л.З. Траубергом и Г.К. Крыжицким выпустил манифест «Эксцентризм», ставший теоретической платформой Фабрики эксцентрического актёра (ФЭКС). Молодые теоретики пытались сконструировать новое революционное искусство путём смешения разных жанров: театра, эстрады, цирка, агитационных представлений. С 1924 года Юткевич пытается воплотить эти теоретические посылки в кино. Его первой кинокартиной стала эксцентрическая комедия из жизни московских беспризорников «Даешь радио!» (сценарий и постановка Юткевича и С. Грюнберг). С 1926 году он становится руководителем собственного Экспериментального киноколлектива (ЭККЮ), одновременно работая художником как в театре, так и в кино (кинофильмы «Предатель», 1926; «Третья Мещанская», 1928, оба совместно с В.А. Рахальсом).
В 1928 году Юткевич возглавил Первую киномастерскую на «Ленфильме» и руководил ею в течение десяти лет. В ранних режиссёрских работах Юткевича («Кружева», 1928; «Черный парус», 1929; «Златые горы», 1931) выполнение социального заказа ещё сочетается с экспериментами в области жанра, стиля и формы, а также с поисками нового кинематографического языка. Но уже в «Златых горах» и в полной мере в фильме «Встречный» (1932, постановка совместно с и Ф.М. Эрмлером) режиссер жертвует выразительной формой в угоду идеологическому содержанию.
В 1934 году Юткевич пробует свои силы в документальном кинематографе: в ленте «Анкара — сердце Турции» он пытается организовать документальный материал своеобразным сюжетом. Но к концу 1930-х годов с экспериментами было покончено. Юткевич, как один из видных советских режиссёров, обязан был создавать картины по вкусу главного заказчика — Сталина. И он делает такие фильмы — вплоть до короткометражной киноагитки «Как будет голосовать избиратель» (1937), посвященной выборам депутатов Верховного совета СССР. Киноленты этого периода: «Шахтёры» (1937), «Человек с ружьем» (1938), «Яков Свердлов» (1940, Сталинская премия за 1941 год), характеризуют нивелирование художественного уровня и отказ от какого-либо авторского начала. В фильме «Человек с ружьем» Юткевич впервые обратился к ленинской теме, которая стала сквозной в его творчестве. В этом фильме далеко неординарные роли сыграли Максим Штраух (Ленин) и Борис Тенин (солдат Иван Шадрин).
В 1938-1944 годах Юткевич был художественным руководителем студии «Союздетфильм», но помимо административной и режиссёрской деятельности занимался преподаванием, научно-искусствоведческой работой, подчас существуя в нескольких ипостасях. К примеру, в 1939-1946 годах он, помимо многого прочего, занимал должность главного режиссера ансамбля песни и пляски НКВД. Преподавать Юткевич начал ещё в 1929 году, в 1939 году стал профессором; работал в Институте искусствознания, писал теоретические труды.
В годы Великой Отечественной войны режиссёр смог ненадолго вернуться к эксцентрике и сатире в «Боевом киносборнике номер семь» (1941) и фильме «Новые похождениях Швейка» (1943). С 1944 года Юткевич стал вести режиссёрскую мастерскую во ВГИКе. Тогда же он посетил Францию и снял документальный фильм «Освобождённая Франция» (1944).
Самым тяжелым периодом в жизни режиссёра стали послевоенные годы. В 1947 году он экранизировал пьесу Н.Ф. Погодина «Кремлёвские куранты». Кинолента готовилась в прокат под названием «Свет над Россией», образ Ленина в ней показался партийному начальству недостаточно масштабным и величавым. Картина была отправлена на полку, и в политической кампании против космополититов в искусстве Юткевич, с его «эксцентрическим» прошлым оказался удобной мишенью. В 1949 году его изгнали из ВГИКа и ВНИИ искусствознания. В кино Юткевич вернулся в 1952 году, сняв далекую от политики биографическую ленту «Пржевальский». Следующий фильм режиссёра — советско-албанская постановка «Великий воин Албании Скандербег» (1954, премия Каннского кинофестиваля) — вышел в свет уже после смерти Сталина.
С середины 1950-х годов Юткевич вновь живёт активной и разнообразной творческой жизнью. В 1954 году он вернулся во ВГИК и преподавал там режиссёрское мастерство до конца 1960-х годов. Юткевич вновь приходит в театр, в эти и последующие годы он как художник и режиссёр поставил около тридцати спектаклей на московских и ленинградских сценах. Наиболее заметные театральные работы Юткевича: «Баня» (1953, совместно с Н.В. Петровым и В.Н. Плучеком), «Клоп» (1955, совместно с Плучеком), «Карьера Артуро Уи» (1965, совместно с М.А. Захаровым). В 1960-1965 годах он был главным режиссёром Студенческого театра МГУ.
Опять получив возможность выезжать за границу, Юткевич часто бывает во Франции, с культурным бомондом которой у него установились тесные связи. Он трижды представительствует в жюри Каннского фестиваля: в 1955, 1958 (когда был награждён «Золотой пальмовой ветвью» фильм «Летят журавли») и 1961 годах. Довольно пышная экранизация Юткевичем шекспировского «Отелло» (1956) также была отмечена премией Каннского кинофестиваля. С 1968 года он был вице-президентом Французской национальной синематеки.
В 1958 году Юткевич вновь обратился ленинской теме, доставившей ему в прошлом немало неприятностей. В фильме «Рассказы о Ленине», состоящем из двух новелл, он творит легенду «о самом человечном человеке». В то же время одна из новелл картины «Последняя осень» свидетельствует о раскрепощении эстетики Юткевича, режиссёр пытается кинематографическими средствами передать единство героя и природы.
Вкус Юткевича к эксперименту, к смешению различных жанров проявился в анимационной версии пьесы В.В. Маяковского «Баня» (1962, сценарий и постановка Юткевича и А.Г. Карановича), где методом киноколлажа органично соединялась игра актеров с документальными кадрами, кукольной и рисованной мультипликацией. Маяковской стал ещё одной сквозной темой в творчестве Юткевича. В 1976 году он вновь поставил в эстетике киноколлажа фильм «Маяковский смеется» (1976, по мотивам пьесы «Клоп» и сценария «Позабудь про камин» В.В. Маяковского; постановка Юткевича и Карановича). А в 1968 году Юткевич восстановил старую «немую» ленту «Барышня и хулиган» (1918), в которой некогда снимался сам Маяковский. Любопытным и важным было участие Юткевича в создании в 1967 году (совместно с Н.И. Клейманом) фотофильма «Бежин луг» С.М. Эйзенштейна на основе сохранившихся кадров-срезок уничтоженной в 1930-х годах киноленты.
В 1965 году очередной фильм на ленинскую тему «Ленин в Польше» стал несомненной творческой удачей Юткевича. Режиссёру все-таки удалось доказать, что в искусстве эксперименту, неординарному подходу открыты любые темы. Визуальный ряд картины представляет собой обычный историко-биографический фильм, но в озвучивании Юткевич новаторски применил метод «внутреннего монолога». В картине слышен только один голос — голос самого Ленина в исполнении М.М. Штрауха, который рассказывает и комментирует происходящее на экране, размышляет о мировых событиях, о том как они отзовутся в будущем. В целом фильм своеобразно воплощает на экране психологическую теорию «опережающего отражения», то есть механизма предвидения и оценки результатов действия. Кроме премии Каннского кинофестиваля, этот фильм был также удостоен Государственной премии за 1967 год.
Успех сопутствовал Юткевичу и при постановке советско-французского фильма «Сюжет для небольшого рассказа» (1970), биографического по содержанию, в котором он рассказывает об отношениях Антона Павловича Чехова с певицей Ликой Мизиновой (в исполнении Николая Гринько и Марины Влади) и об истории создания пьесы «Чайка». Этот фильм ломал многие жанровые и кинематографические каноны, смело сочетая игру актёров с рисованными, нарочито театральными декорациями. Последняя значительная работа Юткевича в кино — «Ленин в Париже» (1981),— несмотря на Государственную премию СССР за 1983 год и интересный замысел, получилась маловразумительной в художественном смысле. До последних, уже преклонных лет Юткевич старался жить активной творческой жизнью. В 1982 году он поставил в Московском музыкальном камерном театре пьесы Александра Блока «Балаганчик» и «Незнакомка». Юткевич продолжал преподавать во ВГИКе, был автором ряда теоретических книг, главным редактором двух изданий «Кинословаря» (1966-1970, 1986).
Супруга — балерина Елена Михайловна Ильющенко (1904-1987).
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).
театральные работы
В Ленинградском театре Комедии:
"Вы этого не забудете", автор Д. Пристли ("Инспектор пришёл"), Художник спектакля Н.П. Акимов, 1945 год — режиссёр.
призы и награды
1941 — Сталинская премия (II степени, фильм "Яков Свердлов")
1947 — Сталинская премия (фильм "Молодость нашей страны")
1954 — МКФ в Канне (Международная премия, фильм "Великий воин Албании Скандербег")
1954 — МКФ в Канне (Специальная премия Высшей технической комиссии, фильм "Великий воин Албании Скандербег")
1956 — МКФ в Дамаске (Золотая медаль, фильм "Отелло")
1956 — МКФ в Канне (Приз за лучшую режиссуру, фильм "Отелло")
1959 — ВКФ (Диплом, фильм "Рассказы о Ленине")
1966 — II-й ВКФ (Первая премия по разделу историко-революционных фильмов, фильм "Ленин в Польше") (Киев).
1966 — МКФ в Канне (Премия за лучшую режиссуру, Премия французского национального центра кино, фильм "Ленин в Польше")
1966 — МКФ в Лондоне (Почётный диплом, фильм "Ленин в Польше")
1967 — Государственная премия СССР (фильм "Ленин в Польше")
1983 — Государственная премия СССР (фильм "Ленин в Париже")
Награждён трёмя орденами Ленина.
Орден Октябрьской Революции.
Орден Трудового Красного Знамени (01.02.1939) — за фильм «Человек с ружьём» (1938).
Орден Дружбы народов.
Доктор искусствоведения (1941).
Член-корреспондент Академии искусств ГДР (1961).
озвучивание
1981 Ленин в Париже :: читает текст
участие в фильмах
1970 Один час с Козинцевым, или Семь мнений (документальный)
Режиссер
1981 Ленин в Париже1975 Маяковский смеется
1969 Сюжет для небольшого рассказа | Lika, le grand amour de Tchekov
1965 Ленин в Польше | Lenin w Polsce (СССР, Польша)
1962 Баня (анимационный)
1957 Рассказы о Ленине1957 Поет Ив Монтан (документальный)
1955 Отелло
1953 Великий воин Албании Скандербег | Skënderbeu (СССР, Албания)
1951 Пржевальский
1948 Три встречи
1947 Свет над Россией1946 Молодость нашей страны (документальный)
1945 Здравствуй, Москва!
1943 Новые похождения Швейка
1942 Швейк готовится к бою1941 Боевой киносборник №7
1940 Яков Свердлов1938 Человек с ружьём1937 Шахтеры1937 Как будет голосовать избиратель (короткометражный)
1934 Анкара — сердце Турции (документальный)
1932 Встречный
1931 Златые горы
1929 Черный парус
1928 Кружева
1925 Даешь радио! (короткометражный)
Сценарист
1981 Ленин в Париже1975 Маяковский смеется
1965 Ленин в Польше | Lenin w Polsce (СССР, Польша)
1962 Баня (анимационный)
1957 Поет Ив Монтан (документальный)
1955 Отелло
1934 Анкара — сердце Турции (документальный)
1932 Встречный
1931 Златые горы
1928 Кружева
1925 Шпундик-кооператор (короткометражный)
1925 Даешь радио! (короткометражный)
Художник
1927 Третья Мещанская
1926 Предатель
1925 Даешь радио! (короткометражный)