Попалась мне в руки очередная газетная статья, автор которой гневно требовал повсеместного запрета демонстрации западных фильмов в кино и видеозалах. Аргументы все те же, за последние годы успевшие набить оскомину: «тлетворное влияние», «пропаганда порнографии, и жестокости», «стимуляция молодежной преступности»…
Уверен, читатель без труда сможет сам продолжить список подобных «железных» обвинений.
Представим себе на минуту, что завтра по всей стране будут идти только отечественные фильмы. Обрадует ли это сторонников кино-видеорепрессий?
Поначалу, наверное, да... Только вот преступность и всякого рода правонарушения от этого заметно не уменьшатся. Зато молодежь — а именно она сейчас в основном заполняет видеозалы — получит еще один дефицит к букету тотальной нехватки всего и вся. Ну ладно в Москве, где есть хоть какой-то выбор. А в провинции? Прав, на мой взгляд, критик Лев Карахан: роль не санкционированного закупочной комиссией западного видеопотока «вовсе не ограничивается тем, что он удовлетворяет потребность в ярком, впечатляющем зрелище, развлечении. В настоящий момент он является крупнейшим импортером социальной стабильности»*.
Показал я, к примеру, в видеоклубе награжденный букетом Оскаров фильм Ричарда Брукса «Слова нежности» с Джеком Николсоном и Ширли Мак-Лейн в главных ролях, и даже те «киноклубники», кто еще года три назад готовы были часами спорить об «идейной концепции и изобразительном решении», стали говорить, что сегодня только зарубежные мелодрамы и комедии дают возможность зрителям перевести дух от обрушившейся «домашней» жесткой киноинформации, где все больше про мерзости нашей жизни.
Вот и тянутся зрительские сердца к добрым и человечным героям «Инопланетянина» С. Спилберга. «Назад в будущее» Р. Земекиса, «Бродяги с Беверли-Хиллс» П. Мазурского... Даже в жутковатой фантастике Дж.Карпентера («Нечто») и Д. Кроненберга («Муха»), не говоря уже о мужественных героях С. Сталлоне и А. Шварценеггера и эротических забавах героинь Сильви Кристель, наши зрители хотят найти отдушину, рекреацию от тяжкого груза политического и экономического кризисного прессинга…
А ведь как еще недавно мечталось о суровой кинематографической правде!
С каким энтузиазмом были встречены снятые с полки «Проверка на дорогах» с «Покаянием»! Но давно уже нет на экранах новых фильмов Т. Абуладзе и А. Рехаиашвили, Э. Климова и А. Смирнова, А. Германа и М. Хуциева, Г.Чухрая и Р. Быкова. Молчит и один из немногих зрительских фаворитов — В. Меньшов. Зато без простоев работают режиссеры, для которых всегда бы на первом месте конъюнктура. Раньше — начальственная, теперь — «постцензурная». Одно за другим исчезают на экране прежние "белые пятна» и «фигуры умолчания». Быть может, в столице все еще высок рейтинг трансляций заседаний Съездов и Верховных Советов. Но на пренебрежительно называемых бюрократическим языком «местах», то есть в обычных провинциальных городках, по моим наблюдениям, с каждым днем популярность этого почти ежедневного канала падает столь же ощутимо, как и киноразоблачений. Все сильнее ощущается усталость, перенасыщенность негативной информацией. И хотя вместе со Станиславом Говорухиным все отчетливо понимают, что так жить нельзя, многим все-таки хочется увидеть ну хоть какие-нибудь просветы к лучшему. Пусть даже в кино или на телеэкране.
Александр Федоров
Примечание
*«Искусство кино» № 5, 1990.
Впервые опубликовано в журнале «Экран»:
Федоров А. Так хочется тепла и доброты…/Экран. 1991. № 5. С.3.