Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

Ю, Актеры, Режиссеры, СССР, Россия, Украина

Юра Гнат (Игнатий) Петрович

Юра Гнат (Игнатий) Петрович
8 января 1888, село Федвары (Подлесное), Кировоградская область, Украина — 18 января 1966, Киев.

Заслуженный артист Украинской ССР (1925).
Народный артист Украинской ССР.
Народный артист СССР (1940).

С 1907 года — актёр театров Львова, Москвы, Винницы, с 1919 года — актёр, режиссер и директор (до 1954 года) Нового театра в Виннице (впоследствии — театр имени Ивана Франко).
Один из крупнейших деятелей украинского театра.
С 1938 года — педагог Киевского театрального института имени И.К. Карпенко-Карого, профессор (1946).
В кино — с 1935 года (первая роль — Сидоренко в фильме «Прометей»).

Закончив в 1898 году земскую школу, Гнат Юра поступает на службу в нотариальную контору. Именно в этот период происходит первая встреча с театром на спектакле Герхарта Гауптмана "Бедный Генрих". Юношеское потрясение от увиденного делает на все жизнь Гауптмана любимым драматургом и приводит к любительскому кружку. В том же Елисаветграде молодой Юра знакомится и посещает спектакли корифеев украинской сцены: Марии Заньковецкой, Ивана Карпенко-Карого, Николая Садовского, Афанасия Саксаганского. Передвижной театр под руководством Павла Гайдебурова и сестры Веры Комиссаржевской — Надежды Скарской открывает нему другое направление в искусстве, приобщает к драматургии Антона Чехова, Софокла, Вильяма Шекспира, Фридриха Шиллера, Жана-Батиста Мольера, Джорджа Байрона, Генриха Ибсена, Бернарда Шоу, Метерлинка...
Судьба сводит с выдающимся трагиком Павлом Николаевичем Орленевым, что к тому времени был признан в Европе и Америке, считался непревзойдённым Гамлетом и Лорензаччо Альфреда де Мюссе...
В 1907 году 19-годового Гната Юру приглашает к своей труппе С. Максимович. Именно здесь он встретил второго, творческого побратима, который, по выражению самого Игната Юры, "сыграл в моей жизни незаурядную роль на протяжении многих лет" — Семёна Семдора.
1914 год стал для него судьбоносным. Семён Семдор позвал Юру во Львов, где работал в театре "Русская беседа". Гнат Юра начал дружить с Лесем Курбасом!
Гнат Юра, Лесь Курбас и Семён Семдор решают создать новый театр.
На хуторе у деда Леся Курбаса азартные мечтатели разрабатывают программу нового театра: "Группа лучших артистов Галицкого краевого театра украинского в Львове... раздумав и взвесив положение современного украинского театра, пришли к убеждению, что единое избавление для него есть учреждения образцового украинского театра, репертуар которого бы не ограничивался пьесами старого украинского быта, а целиком уничтожив старый горилко-гопаковый балласт, ставил художественно новый и классический репертуар, каким бы языком он не был первоначально написан... хотим по-украински играть Шекспира, Ибсена, Шиллера, а также Шевченко, Лесю Украинку, Олеся...".
Но мечты осуществились лишь 1916 года. Уже в первые сезоны "Молодого театра" Гнат Юра осуществил постановки: "Доктор Керженцов" Леонида Андреева (где режиссёр был и переводчиком и исполнителем главной роли); вместе с Лесем Курбасом обратился в драматические этюды О. Олеся, — попытка создать "театр настроения, полутонов, намеков, психологических нюансов"; "Затопленный колокол" Герхарта Гауптмана. Здесь было слияние психологической игры реальных действующих лиц с театральностью фантастических персонажей. "Кандида" Бернарда Шоу — снова в переводе режиссёра. В 1919 году начинается обострения внутренних разногласий, но раскол формально не состоялся — самые события тогдашней жизни привели к тому, что актёры разошлись в разных направлениях. С установлением советской власти в Киеве коллектив "Молодого театра" был влит в состав новообразовавшегося Первого государственного украинского драматического театра имени Т.Г. Шевченко. Некоторое время там работал и Гнат Юра. Через несколько лет Н.К. Садовский примет его в труппу театра Франко и до последних дней собственноручно будет приносить больному Николаю Карповичу его зарплату в конверте домой...
Возвратимся к Виннице первых лет деятельности новообразованного Театра имени Ивана Франко. "Мы ищем новые пути в искусстве... Давно уже время порвать с запорошенной рутиной так называемого бытового театра. Мы не будем бороться с прогнившими традициями — они умрут естественной смертью, так как из них уже сыплется порохня". Эти слова сказаны "апологетом" бытового театра Гнатом Юрой в 1922 году. И это было не просто лозунгом. Он действительно открыл украинскому театру неведомую драматургию. Ради справедливости замечу, что часть репертуара была уже опробована в Молодом театре. И всё-таки лишь пьес В. Винниченко за год было поставлено семь! Г.П. Юра снова обращается к любимому Герхарту Гауптману и Генриху Ибсену. В память своего художественного учителя Павла Орленева ставит "Лорензаччо" де Мюссе и "Монну Ванную" М. Метерлинка, "Лесную песню" и "Каминного хозяина" Леси Украинки, делает несколько редакций "Ревизора" Н.В. Гоголя, "Свадьба Фигаро" П. Бомарше, "Герцогини Падуанськой" Оскара Уайльда... Уже в собственном театре он продолжает те поиски драматургии, новых театральных идей, о которые мечтал с Лесем Курбасом на дедовском хуторе.
Гнат Петрович создавал свой театр в наитруднейших странствующих условиях, без соответствующей материальной базы, воспитывало качественно новое поколение художников, занимался просветительской деятельностью по многочисленным городам Украины: Винницы, Черкассы, на Донбассе, в Полтаве, Прилуках. Франковцев будто подвергали испытанию на выдержку, а они вопреки всем неладам бытового плана жили единым — своим Театром.
С 1923 по 1926 гг. франковцы работают в Харькове, который к тому времени является столицей Украины. В Харькове же театр праздновал свое пятилетие... "Что представляет собой сейчас Театр имени Ивана Франко, это ли академический театр? Нет, в понимании закостенелых форм это не академический театр. Это театр, который вобрал все достояния театрального искусства и использовал их в своей художественной работе. Но вместе с тем это театр экспериментальный, ищущий новые средства сценической выразительности". Это были слова, сказанные свободным художником Игнатом Юрою. И как подтверждения их на сцене шли раскованного, изысканного театрального, экспериментально-эпатажного спектакля Бориса Глаголина.
В 1925 году Юра с Ф. Барвинской и О. Ватулей побывал в творческой командировке в Германии и Чехословакии. Знакомство с театром Макса Рейнгарда надолго пленило его воображение, так же, как и мечта осуществить постановку пьесы Л. Піранделло "Шесть персонажей ищут автора". Позднее он начал дружить с реформатором польского театра Леоном Шиллером — пропагандистом и последователем Гордона Крега...
Заканчивалась эпоха творчества. Начиналась эпоха всеукраинских театральных диспутов по вопросам творческих экспериментов и поисков в театральном искусстве. Жизнь сделала новый круг.
В 1926 году Театр Франко переведён в Киев. Театры заполонили директивы, художники становились бойцами идеологического фронта. С афиш стали постепенно исчезать имена драматургов с "упадочническими настроениями". На смену им пришли пролетарские писатели с четкой партийной позицией: Театр Франко стал лабораторией современной советской драматургии.
Кроме этого, без ведома Гната Петровича руководящие органы работали над усилением кадровой политики театра. Под видом нехватки актеров для массовых сцен театр пополнялся "актерами", которые следили за идеологическим состоянием изнутри. Известный факт, когда один из таких актёров, быстро влившись в коллектив и возглавив местком, обвинил Гната Петровича в национализме за его "ошибочное" решение включить в репертуар "Марусю Богуславку" М. Старицкого.
Но душа сопротивлялась. И тогда он прибегал к смелым экспериментам. Одной из таких попыток стала постановка "Бравого солдата Швейка" по Ярославу Гашеку, решенная в жанре сатирического гротеска. С 1928 по 1935 гг. спектакль выдержал свыше 400 показов. Вот что пишет сам Гнат Петрович о свеем герое: "Я понимал, что Швейк не бунтарь и даже не протестант... тем не менее, он уничтожает этот порядок своим гениальным идиотизмом... его так называемый идиотизм — это только условность, только маска, одетая на умное и хитрое лица".
На первый взгляд, дальнейшие годы деятельности коллектива обозначены рядом компромиссов, но в то же время действуя, как тонкий театральный стратег, Гнат Петрович продолжает собирать лучшие актёрские силы. Принимает в театр многих "березиливцев" тем самым , возможно, спасая их: Вадима Меллера, Леся Дубовика, Бориса Тягна, Владимира Скляренко, Бориса Балобана. Даже волевое решение свыше о назначение Марьяна Крушельницкого главным режиссёром в 1953 году он воспринял достойно. Нигде и никогда ни одним словом Игнат Петрович не высказал своего отношения к этому факту, оберегая честь и достоинство своего театра.
Символично, что одной из последних постановок Гната Петровича на франковской сцене стала пьеса "Свиччине весілля" Ивана Кочерги. Он верил, что рано или поздно пройдут времена тьмы и мракобесия, охота на свободных людей и вспыхнет правдивый свет рампы. Появятся смелые экспериментаторы, которые в состоянии вывести наш театр на европейский уровень.

Похоронен Г.П. Юра на Байковом кладбище в Киеве. Рядом с ним похоронена его жена — актриса Ольга Рубчакивна-Юра (1903-1981).
призы и награды
Лауреат Государственных премий СССР (1949, 1956 — за театральную работу).
Три ордена Ленина.
Два ордена Трудового Красного Знамени.
Орден «Знак Почёта».

роли в кино
1958 Сто тысяч | Сто тисяч :: Бонавентура Копач
1956 Суета (фильм-спектакль) :: Терёшка Сурма
1953 Мартын Боруля | Мартин Боруля (фильм-спектакль) :: Мартын Боруля
1951 Тарас Шевченко :: Щепкин Михаил Семенович
1951 Незабываемый 1919 год :: Клемансо
1939 Щорс :: атаман Коновалец
1938 Кармелюк :: пан Опанасенко
1937 Запорожец за Дунаем :: Селим-ага
1936 Прометей :: Сидоренко
1935 Дивный сад :: эпизод

Режиссер
1958 Сто тысяч | Сто тисяч
1953 Мартын Боруля | Мартин Боруля (фильм-спектакль)
1952 Украденное счастье (фильм-спектакль)
1952 В степях Украины (фильм-спектакль)


8 января так же родились
Просмотров: 3183
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: